Волны ветровые. Как ни кажется это странным, но даже в наш век
мощных двигателей и судов грузоподъемностью в десятки тысяч тонн волны
нередко затрудняют мореплавание и бывают причиной гибели больших судов.
Борясь со встречной волной, суда едва движутся. Побывав в зоне урагана,
морские суда приходят в порт с поврежденными палубными надстройками, без
спасательных шлюпок, снесенных волной. Волны разрушают берега и портовые
сооружения. Сила удара волны о вертикальную стенку измеряется десятками
тонн на квадратный метр. В Генуе в 1953 г. во время шторма был разрушен
волнолом длиной 4 км и шириной 12 м. Строился он 18 лет и был рассчитан
на волны высотой 5 м, а на него обрушились семиметровые волны.
Штормовые волны, вторгаясь на сушу, вызывают гибельные наводнения и разрушения,
от которых особенно часто страдает население Центральной Америки и Японии.
В 1963 г. волны, вызванные ураганом, затопили низменные районы острова
Куба, в 1959 г. — разрушили японский город Нагоя с двухмиллионным населением.
Высота волны измеряется от подошвы до гребня по вертикали, длина — от
одного гребня до другого. Чем дольше дует ветер, чем больше «разгон» волны,
тем она выше и длиннее. Волны, следующие одна за другой, имеют разную
высоту; она зависит от силы ветра, от наложения одних волн на другие,
так что разговоры о самом высоком «девятом» вале ни на чем не основаны.
В океане волны достигают 18—20 м высоты, но это бывает редко. Некоторые
наблюдатели утверждают, что встречали волны высотой в 25 и 30 м. Преобладающая
высота океанских волн около 4 м. На глубине 100 м от поверхности волнение
уже не ощущается. С выходом на отмелый берег волны становятся короче,
выше и на глубине, примерно равной их высоте, разрушаются, образуя пенистые
буруны. По выходе из зоны урагана ветровые волны превращаются в
пологую зыбь, которая почти никогда не прекращается, так как в
океане всегда где-нибудь да бушует шторм, а волны «мертвой зыби» пробегают
тысячи километров. Зыбь у берегов образует сильный прибой.
Океанологи изучают законы образования волн, чтобы на основании метеорологических
сводок составлять прогнозы волнений и предупреждать об опасности суда,
находящиеся в открытом море. Знать силу прибоя нужно, чтобы защищать от
его разрушительного действия берега и гидротехнические сооружения.
Волны цунами. Эти волны образуются при извержениях подводных вулканов
и при подводных землетрясениях. В отличие от ветровых волн они охватывают
всю толщу воды. В открытом океане скорость распространения волн цунами
около 800 км/ч, высота примерно 0,5 м, но с выходом на прибрежное мелководье
высота их быстро растет и достигает в некоторых случаях 20—30 м. Волны
цунами очень опасны.
Дрейфующий айсберг в открытом море. Сотни таких айсбергов пересекают
маршруты судов у о-ва Ньюфаундленд.
Одновременно с волной цунами при подводных землетрясениях возникает «ударная
волна», которая распространяется в воде со скоростью звука — 5400 км/ч,
т. е. в 6—7 раз быстрее, чем волна цунами. Система подводных звукоуловителей
(гидрофонов) регистрирует ударную волну, а по направлению, откуда она
пришла, устанавливает место ее возникновения, что позволяет высчитать
время, через которое придет волна цунами.
О появлении цунами население предупреждается заранее. Волны барические.
При прохождении циклона, в центре которого атмосферное давление иногда
снижается до 660 мм, на поверхности океана образуется выпуклость высотой
до 1 м. Эта выпуклость создает барическую волну, которая, подобно цунами,
может привести к тяжелым последствиям. Так, в 1953 г. циклон в Северном
море у берегов Англии вызвал мощную барическую волну, совпавшую по времени
с высоким приливом. Усиленная ветровыми волнами, она выросла на мелководье
до десятиметровой высоты, дошла до берегов Голландии и, прорвав знаменитые
плотины, отделяющие страну от моря, произвела страшные опустошения: погибло
1400 человек, было разрушено 143 тыс. домов, уничтожено около 400 тыс.
голов скота, затоплено 2500 км2 территории.